Главная Моя педагогическая философия
Работа с родителями
Почему ты ходишь в школу?
 

Моя педагогическая философия

Ярко отпечаталось в сознании: на педагогической практике иду на первый урок, а от страха дрожат руки, долго не вхожу в класс, стою у двери, не в силах перебороть волнение. Тогда думала, что придет время, и трудности, с которыми столкнулась, исчезнут, потому что приобрету опыт, появится профессионализм. Ничуть не бывало! Опытные учителя не меньше начинающих сталкиваются с проблемами.

Почему так? Сколько новых методик, сколько инноваций! Рекомендации, справочники, пособия - бери, используй в работе. Да и кризис в образовании, кажется, миновал. Общество вновь приходит к пониманию ответственности за судьбы будущих поколений. И все же, почему работать в школе не легче, а труднее?

Где-то я прочитала, что учитель- профессия быстрого реагирования. Видимо, это - об учительской способности к импровизации, о личности учителя, способного « без швов» связать в единое целое все элементы урока и через интерес, любовь к предмету добиться желаемых результатов. И результаты эти, конечно же, не пресловутые проценты успеваемости и качества (какой критике только не подвергалась «процентомания», а живуча!). Научить детей умно и по-доброму мыслить, красиво говорить, прививать им устойчивую потребность учиться, самостоятельно действовать, воспитывать в себе, по большему счету, активного гражданина России.

Бесспорно, роль учителя начальных классов в решении этих важных задач велика.

Думаю, что современность требует от любого педагога иного отношения к школе, иных подходов, иного поведения и смены в целом педагогического менталитета. Современная педагогика провозгласила «личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика», где учение определяется как «процесс умственного развития».

Как реализовать эти важнейшие составляющие педагогического процесса? А тут еще в отдельных критических публикациях ставится под сомнение правомерность классно-урочной системы обучения, значимость живого общения учителя с учениками...

На уроках, по уровню выполнения творческих работ, вижу, что мои ученики стараются. Но общеречевые навыки у них сформированы слабо. К сожалению, часто вместо развернутых ответов на уроках - тесты, дома -телевизор с чудовищной рекламой, компьютер и - самое страшное «молчащие», не разговаривающие с детьми родители. А мы, учителя, ограниченные временем, недостаточно работаем над умением ребят говорить, вести беседу. Но «сколько раз твердили миру», что неговорящий ученик слабее учится, у него больше, чем у других, проблем с усвоением учебного материала.

В начальную школу сейчас поступают, как принято говорить, «разноплановые» дети. С одной стороны - подготовленные, с другой -совершенно не готовые к школьной жизни ребята. Но, наблюдая и тех и других, с огорчением замечаю, что почти у всех нет навыков концентрированного внимания. Дети могут уметь читать, считать, даже знают иностранный язык, но не умеют слушать и слышать учителя. Большую озабоченность вызывает невоспитанность не только детей, но и их родителей, которые не всегда бывают корректны в разговоре с детьми, учителем. Обучая и воспитывая детей, не забываю о педагогическом образовании родителей.

Зачастую решить возникающие проблемы можно через урок. Но что важно для урока - технология или творчество? Какой урок ценнее (для меня, для детей): тот, что заранее продуман до мелочей, или тот, в котором есть место экспромту, импровизации? Как в условиях массовой школы, массового урока работать с одаренными детьми?

Вопросы, вопросы, вопросы... Кажется, на педагогической практике их было меньше.

Нельзя  строить  урок  в  начальном  звене  без  учета  возрастных особенностей  детей младшего школьного возраста. Не случайно говорят о том, что у  ребёнка этого возраста интерес к учебе часто формируется  на фоне его прежних игровых интересов.

В арсенале многих учителей начальных классов есть удивительный феномен нашего существования, один из основных видов деятельности человека - игра.

В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игровые технологии мне дают возможность осуществить один из основных принципов дидактики - принцип активности ребенка в процессе обучения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля осуществляется прежде всего в игре».

К использованию игровых технологий меня привёл  огромный потенциал младших школьников создавать нечто новое, оригинальное. Малыши любят творить, часто делают это непроизвольно. Разыгралась детская фантазия, - и « побежал солнечный луч всех будить». Повсюду у младших школьников живые образы, ребята чувствуют потребность в их создании. Каждый способен творить, но часто мы, взрослые, не видим их потенциальных возможностей, и «художник» умирает.

Помочь «не умереть» «художнику» вот в чем я вижу задачу              учителя, тем более учителя начальных классов.

Любят дети сказки и с удовольствием придумывают свои, создавая оригинальные образы, не скрывая своих симпатий и антипатий. Ребенок живет в этом огромном мире и пытается передать свои ощущения от общения с ним. Значит, на уроке математики к нему приходит со своими вопросами Буратино, на уроке русского языка вместе с согласными ребёнок спешит на

Волшебную гору за колокольчиками, на чтении отправляемся в полёт. Использую ряд игровых технологий отечественной педагогики: «Сам Самыч» В.В.Репкина, персонажи «Волшебника Изумрудного города»,            « Мумми-Тролли» и другие. Ученик чувствует себя Деревом, Лужей, Солнечным Зайчиком. Это чистый, своеобразный взгляд на мир помогает проведению интересных уроков.

Развивая познавательный интерес учащихся, способствуя усвоению учебного материала, использую в своей практике информационные компьютерные технологии. Детям очень нравятся  такие уроки.

В чем же, на мой взгляд, ценность уроков, включающих в учебный процесс игры, игровые моменты, ИКТ?

Во-первых, ребята замечают много интересного в окружающем мире (планируя такие уроки, я стараюсь связывать их с жизнью).

Во-вторых, серьезный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлеченно, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой - все это положительно влияет на результативность обучения.

В-третьих, на таких уроках нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель.

Игровое действие позволяет освоить то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности. Замечаю, что это чувство постоянно довлеет над Сергеем Б.., и сейчас на уроке именно ему нужно помочь снять напряжение, скованность. Рискуя быть уличенной, говорю детям, что у Сергея Б.. лучшая работа, удачный рисунок, интересные мысли (ложь во спасение!), и вижу, как преобразился мальчик, появилась уверенность, а класс, во многом поддерживая Сергея, стал с ним считаться. Так искусственно созданная ситуация успеха (тоже - игра?) помогла ребенку самоутвердиться.

Игра - лишь небольшой элемент урока, который служит достижению главной цели. Планируя проведение игры, никогда не забываю, что урок - это труд, кропотливая работа.

... Через несколько минут начнется мой не первый урок. К нему все подготовлено: раздаточный материал на ученических столах, наглядность, на доске - необходимая запись.

Но, как и тогда, на педагогической практике, волнуюсь и сомневаюсь: все ли получится, как задумано? Или пройдет урок - экспромт?

Героиня одной детской сказки уверена в том, что учитель это тот, кто сам ничего не знает и поэтому все время спрашивает.

Я так мало знаю и ни в чем не уверена………